АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ ЖАНЫНДАҒЫ Ж.МУСИН АТЫНДАҒЫ КӨКШЕТАУ ЖОҒАРЫ ҚАЗАҚ ПЕДАГОГИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ» МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «КОКШЕТАУСКИЙ ВЫСШИЙ КАЗАХСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.Ж.МУСИНА» ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Актуальные проблемы интерпретации фортепианного творчества Шопена (на примере педагогики и исполнительства М.В.Юдиной)

13.03.2017

Фортепианный стиль Ф. Шопена  - феномен в музыкальной исполнительской культуре6 который, не смотря на глубокий и неослабевающий интерес как со стороны исполнителей, так и со стороны музыковедов, теоретиков, культурологов, психологов, педагогов, оставляет массу вопросов. Проблемы эти не являются новыми, но при этом остаются актуальными в любые времена. Произведения Шопена и сегодня являются своеобразной «лакмусовой бумагой» для пианистов проверке мастерства, профессионализма, вкуса, глубины, технического уровня. Несмотря на то что в мире существуют уже сложившиеся определенные традиции исполнения фортепианных произведений Шопена, его музыка остается одной из самых сложных для современного музыканта-исполнителя. Исследованию творчества композитора посвящено огромное количество профессиональной литературы. Огромный вклад в изучение ее творчества внес А.М. Кузнецов. О Юдиной говорят, прежде всего, как о выдающемся исполнителе, деятельность же ее педагогическая мало изучена. Однако следует отметить, что количество профессиональной литературы, освещающей отношение М.В. Юдиной к интерпретации музыки Ф. Шопена, весьма ограничена. Насколько мне удалось выяснить, не существует и записей шопеновской музыки в исполнении Марии Вениаминовны. Известно, что ее исполнительский «конек» - музыка Баха, Бетховена, а также композиторов ХХ века. Что же касается Шопена, то есть немало воспоминаний ее коллег и учеников о том, что она, безусловно, исполняла эту музыку и делала это великолепно, однако ее интерпретация шопеновской музыки была достаточно своеобразна и не понята современниками. Тем не менее есть одно произведение польского композитора, исполнение которого Юдиной было настолько ярким и своеобразным, что упоминание об этом есть сразу у нескольких авторов. Это цикл прелюдий оратории 28, к исполнению которого она обращалась в течение всей своей жизни. К тому же личность М.В. Юдиной, ее педагогические принципы, особенности, как исполнителя, удивительным образом сочетаются с самим духом музыки Шопена, со смыслом его творчества, с его собственными педагогическими принципами. Интересно проследить, что связывает эти две личности. Несмотря на то что творчество польского композитора не было основной линией ее исполнительского искусства, опыт анализа исполнительства и педагогики пианистки учит нас одновременно двум моментам. С одной стороны, творчество Шопена обладает таким огромным воздействием на музыкальное искусство в целом и на фортепианное в частности, что даже творчество музыкантов, не считавших эту музыку главным делом соей жизни, явно или нет испытывает его тонкое влияние. С другой стороны, искусство любого по-настоящему значительного пианиста всегда может стать поводом для размышлений об основных чертах стиля великого композитора, ведь его имя, посути дела, является для нас синонимом слова «фортепиано». Таким образом, рассмотрев проблемы понимания и интерпретации фортепианных произведений Ф. Шопена на примере анализа творчества М.В. Юдиной, я нашла сходство их индивидуальностей. Прежде всего, самым важным, на мой взгляд, является общая любовь к В.А. Моцарту и И.С. Баху. Во все периоды нелегкой жизни Марии Вениаминовны в ее репертуаре присутствуют произведения этих композиторов, являвшихся для нее символами вечных ценностей. И даже ее интерес к новой музыке подпитывается стремлением обнаружить в ней духовное зерно. Так и Ф. Шопен: ведь он не только видел в фугах Баха ключ к овладению фортепианной игрой, что уже само по себе роднит искусство педагога с педагогическими принципами М.В. Юдиной. Баховское искусство оказывало прямое воздействие на композиторский стиль Шопена. Это влияние ощущается в полимелодичности его ткани, логике мелодического развития, строгости формы. Важное значение здесь имеет и слово «молитва». Как и молитве обращались к музыке Баха М.В. Юдина и Ф. Шопен. Музыку же Моцарта Шопен ценил за чистоту, уравновешенность, отсутствие чуждых для музыки приемов. Еще одна точка соприкосновения двух личностей  - романтический классицизм исполнительства Марии Вениаминовны и романтический классицизм творчества Ф. Шопена. Простота и искренность, лаконичность и завершенность форм были в одинаковой мере присущи их искусству. Именно в этом классицизм их искусства. В то же время даже в трактовке сочинений неромантических эпох Юдиной были присущи романтическая образность, эмоциональность исполнения. Присуще М.В. Юдиной драматическое трагедийное начало в исполнительстве, продолжающее линию А. Рубинштейна, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, также говорит о ее близости к стилю Ф. Шопена. Героическое начало в его полонезах, его баллады с их драматизмом и многие другие произведения могут служить тому подтверждением. Импровизационное начало, приоритет спонтанности необходимы для исполнения музыки Шопена и свойственны ему как исполнителю. Теми же качествами отличались и Мария Вениаминовна. Музыкальная образность, скрытая программа поставлены во главу угла в шопеновской музыке. Так и педагогические усилия Юдиной были направлены, прежде всего, на максимально выразительное отображение подтекста в музыке. Ее лекции-концерты, аннотации к музыке, которую она исполняла, несут отпечаток богатого воображения и в то же время ее глубоких знаний в самых различных областях искусства – от живописи до архитектуры. Искусство пения на фортепиано. «Выпевать» - одно из любимых выражений Юдиной- едагога, которое стояло рядом с другим ее любимым словом  - «фразировать». Фортепианная музыка Шопена «тотально» мелодична, и даже его пассажи тесно связаны с приемами школы  bel canto. Аналогия с человеческой речью, на которой Шопен строил свою теорию стиля на занятиях с учениками, сочетается. Рука, которая должна нести ту же певческую функцию дыхания («Сначала мы дышим, а потом говорим», - учила М.В. Юдина). Эта связь пения и фортепианного исполнительства, безусловно, объединяют искусство М. Юдиной и Ф. Шопена. Руки, как продолжение клавиатуры. Этому учил Ф. Шопен. Так называемой «натуральной постановкой рук» увлекалась и Мария Вениаминовна, стремясь «поставить ученика на ноги, то есть на руки» (по ее же собственному выражению). М. Юдина и Ф. Шопен – художники-революционеры, новаторы, раньше других предчувствующие новое. И, наконец, 24 прелюдии оратории 28 – произведение, как нельзя лучше сочетающееся с личностью Марии Вениаминовны. Ее немногие сохранившиеся педагогические заметки об этом произведении свидетельствуют о ярком образном мышлении пианистки, ее философском истолковании этой музыки. Особенно близки ей, очевидно, были напрашивающиеся аналогии с хорошо темперированным клавиром И.С. Баха. Здесь круг ее интересов смыкается с шопеновским особенно тесно. Творчество Шопена, имея огромное влияние на все последующее развитие музыки, оказало влияние и на фортепианное исполнительство. Исполнение фортепианной музыки Шопена есть проверка ественности пианизма, своего рода профессиональный барьер. Для того чтобы приблизиться к пониманию музыки Шопена, исполнитель должен не только обладать филигранной техникой и свободным пианизмом, разнообразным туше, особым чувством исполнительского времени, мастерством педализации, но и обладать высочайшей культурой, душевной тонкостью, богатым воображением и широкими знаниями в различных областях культуры. Этими качествами в полной мере обладала великая пианистка М.В. Юдина.  

 

 

М.И.Пель. Педагогический колледж им. Ж. Мусина (с казахским языком обучения). Акмолинская

область, г.Кокшетау  

Республикалық  ғылыми-әдістемелік, педагогикалық  журнал. Мектепте, колледжде және ЖОО-да оқыту. Музыка әлемінде – В мире музыки.  Преподование в школе, колледже и ВУЗ-е.

№1-2, 2017 жыл. 16-17 бет.  

Просмотров: 566


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

СоцСети

Ұйымдар тізімі
Текст